Бесшумная камера 2. Космическая биология и медицина. Биология экстремальных состояний
Борис Шершенков
«Человек-машина-человек»
свето-звуковая инсталляция
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЗВУКА В СВЕТ ИНТЕРЕСУЕТ ФИЗИОЛОГОВ

Предлагаемое устройство представляет большой интерес для научных исследований в области физиологии слуха и зрения и должно обеспечить новые возможности для изучения взаимодействия этих органов чувств. Самостоятельное значение имеет схема для преобразования и анализа музыкальных звуков. При соответствующих изменениях эта схема может быть использована для анализа звуков речи. Создание звуковых анализаторов речи, имитирующих свойство слуховой системы, имеет чрезвычайно большое значение для решения ряда вопросов, связанных с изучением физических характеристик речи и с преобразованием речи.

Л. Чистович и В. Глезер, сотрудники института физиологии имени И. П. Павлова АН СССР. Комментарий к статье К. Леонтьева «Светомузыка», «Техника-молодёжи», № 10, 1959 г.

60-е годы ХХ века — золотой век аналоговой техники. Уже созданы радио- и телевизионные сети, аналоговые компьютеры, ядерные электростанции и космические корабли — кибернетические машины, по сложности организации сопоставимые с живыми организмами. Впервые в истории человек становится лишь одним из элементов технологической системы, и вынужден приспосабливаться и функционировать в техногенной среде, осуществляя коммуникацию и совместную работу с автоматическими устройствами, которые теперь рассматриваются не как инструменты, а как самостоятельные акторы.

Одной из основных задач того времени было создание системы коммуникации, общей для машин и человека, над решением которой бились как инженеры и учёные из различных отраслей, так и художники новой технологической эпохи. Особенно сильно проявилась проблема «человек-машина» в новорождённой космической отрасли, где надёжность чужеродного биологического элемента определялась также нормальной работой сенсорных систем в сложных условиях космического корабля.

Все эти вопросы стали центральными для созданного в 1959 году в Институте физиологии им. И. П. Павлова Сектора космической биологии и физиологии, в частности для научного коллектива Лабораторий физиологии и биофизики речи, которые возглавили Людмила Андреевна Чистович и Валерий Александрович Кожевников. На основе моторной теории речи, предполагающей переход от слухового образа речевого сигнала к его моторному образу, в конце 1950-х годов они разработали специальную методику комплексной регистрации и измерения артикулярных параметров в динамике речевого потока — один из наиболее эффективных аналоговых способов передачи информации от космонавта к техническим устройствам.

Вопросы передачи информации от машины к человеку также рассматривались в Лабораториях в контексте автоматического распознавания речи как моделирования психофизиологических процессов воспроизведения, восприятия и понимания речи человеком. Здесь одним из возможных, но так и не реализованных направлений, стало сотрудничество с аудиовизуальными художниками, в частности инженером Института автоматики и телемеханики АН СССР Константином Леонтьевичем Леонтьевым, который занимался разработкой «электронного уха» — системы визуализации звука на основе физиологии слуха, а также Булатом Махмудовичем Галеевым и сотрудниками СКБ «Прометей» Казанского авиационного института, в те же годы создававшими установки «видимой речи», новые системы передачи аудиовизуальной информации и «цветотеки» для космоса по заданию Сергея Павловича Королёва.

Звукосветовая инсталляция Система «Машина — Человек — Машина» представляет собой размышление на тему возможных результатов несостоявшейся коллаборации между учёными, инженерами и художниками эпохи раннего освоения космоса, встраивающей человека внутрь кибернетической системы как один из равноправных элементов.
Инсталляция располагается внутри заглушенной камеры — установке, которую И. П. Павлов использовал для изучения феномена сенсорного голода, в космическую эпоху ставшей своеобразной моделью замкнутой среды космического корабля.
Моторные показатели артикуляции человека, находящегося в камере, переводятся в звуковые сигналы с помощью фонемного синтезатора и автономных электроакустических устройств.
Аудиосигналы затем анализируются по принципам экспериментальных исследований речевых звуков, проходивших под руководством Л. А. Чистович в 60-е годы, в которых слуховая система рассматривалась как спектральный анализатор с определёнными избирательными характеристиками, идентифицирующий вокализованные речевые звуки по формантам, т. е. максимумам на спектральной огибающей.
А результаты анализа, в свою очередь, становятся видимыми благодаря автономным устройствам и проекционно-растровым светомузыкальным индикаторам, продолжающим идеи К. Л. Леонтьева и Б. М. Галеева в области передачи информации о состоянии системы и борьбы с сенсорным голодом аудиовизуальными методами.