Genius Loci / Дух места
Параллельные холмы и вертикальные болота. Колтушский гомеостаз
Павловские Колтуши и окрестные холмы хранят много научных тайн, природных загадок и человеческих историй: слышали ли вы о спящем летаргическим сном пациенте? О Мадонне обезьян? О подземной реке и ласточках-береговушках? О Павлове, который до сих пор приходит во снах к сотрудникам института и расспрашивает о науке? Мы исследуем Павловские Колтуши и извлекаем на свет эти и другие истории.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ХОЛМЫ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ БОЛОТА
ПАВЛОВ И УЭЛЛС
Считается, что интерес к России возник у великого британского писателя-фантаста Герберта Уэллса в 1905 году в связи с событиями первой русской революции и знакомством с Максимом Горьким, которое состоялось в Америке. Горький безусловно высоко ценил И. П. Павлова, к тому времени уже ставшего Нобелевским лауреатом. Поэтому заочное знакомство между Уэллсом и Павловым состоялось еще до выступления Павлова в Лондоне в сентябре 1906 года перед студентами и преподавателями в Charing Cross Médical School с лекцией о плодотворности открытого им объективного физиологического метода изучения так называемой душевной деятельности животных (собак) и о трудности этих исследований. Эта лекция не могла пройти мимо жившего в те годы в Лондоне писателя, имевшего научные степени в области биологии.

Первый визит писателя в Россию случился в 1914 году, а затем уже после революции он дважды был в России, встречался с Павловым и в 1935 г. посещал Колтуши, гулял по холмам. Нетрудно заметить, как на протяжении почти трети века творческие интересы Уэллса пересекались с научными интересами Павлова. И тот и другой были мировыми знаменитостями. Их продолжительный контакт довольно сложно отследить по советским источникам, зато по подшивке, например, New York Times за 20−30-е годы ХХ века можно судить о том, как развивался диалог между советским Ученым и английским писателем.
В 1899 — Герберт Уэллс написал роман «Когда спящий проснется» (через три года после засыпания летаргическим сном алтайского крестьянина Ивана Качалкина, чей случай был хорошо известен научному миру).

По сюжету главный герой Грэхем впал в летаргический сон на 200 лет и проснулся только в 21 столетий и понял, что стал самым богатым человеком и правителем всей планеты. Эта история парадоксальным образом рифмуется со случаем упомянутого Ивана Качалкина, проспавшего не 200, а 20 лет, но уснувшего в год коронации Николая Второго, а проснувшегося в 1918 году в стране рабочих и крестьян. Фигура Спящего вообще интересовала и Уэллса и Павлова. С начала в нулевых годах ХХ века Павлов начал заниматься вопросами торможения в коре головного мозга и поэтому его интересовали сон и различного рода летаргические состояния.
Почему-то исследования сна, гипноза и высшей психической деятельности у Павлова не так известны, как опыты с собаками. Также как и исследования души как физиологического вопроса, появляющиеся в записях Павлова и интересовавшие Уэллса (судя по его рассказу «Украденное тело»), тоже не очень популярны. Тем не менее, опыты по биологической радиосвязи, техническому гипнозу, вырабатыванию условного рефлекса на неслышимый звук, опыты со временными промежутками как условным раздражителем на протяжении ХХ века неоднократно проводились в институтах, в которых работал И. П. Павлов. Уже в 1906 году на упомянутой выше лекции в Лондоне Павлов говорил: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать — связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бесследно и составляют ту душу. бессмертную душу, которую исповедует христианская вера»

У Уэллса также есть роман «Совреме́нная Уто́пия» (о всемирном государстве)
Сюжетная канва его довольно проста: двое англичан — современников Уэллса, путешествуют по Утопии, встречаясь со множеством обитателей этого мира.
В результате политических потрясений власть в Утопии перешла в руки интеллектуалов, принявших имя «самураев», людей, подчинивших свои личные желания стремлениям общественного блага. Население Утопии подразделяется на четыре группы (называемые «классами»). Деление на классы не является наследственным и жёстким, к каждому человеку применяется индивидуальный подход.
Только люди с интеллектуальными, художественными и организаторскими способностями могут стать самураями, подвергшись жёсткому физическому и интеллектуальному отбору. Самураи придерживаются Кодекса самураев, им запрещено пить и курить, они должны быть строгими вегетарианцами, не участвовать в азартных играх, не участвовать в спортивных состязаниях, не иметь слуг и не прислуживать, не выступать на сцене, не торговать, не обогащаться. Самурай должен мыться только холодной водой, заниматься гимнастикой и альпинизмом, бриться каждое утро и не реже раза в месяц прочитывать книжную новинку.
В начале 1920-х годов Павлов начинает строить Биостанцию в Колтушах, где создает первый в СССР Академ-городок как модель будущего устройства общества по типу Уэллсовской Утопии — научные работники института, живущие в Колтушах, по сути — самураи утопии, технический персонал и сотрудники, ухаживающие за животными —(жители финских деревень) — классы вовлеченных исполнителей. Сам Павлов идеально соответствует описанному в романе образу самурая-правителя.
Обезьяны в Колтушах
Традиционно имя Павлова у всех ассоциируется с собаками. Но мало кто знает, что именно обезьяны являлись и являются до сих пор предметом наиболее важных научных исследований в Колтушах. Колтушская возвышенность — место, где уже на протяжении почти 100 лет находится самый северный в мире антропоидник, построенный Павловым для Шимпанзе и макак. С 1933 года на Колтушской возвышенности в институте Павлова живут обезьяны. Исследования когнитивных способностей приматов являются ключевыми в структуре научной деятельности института
Эксперименты с Рафаэлем на Колтушском озере
МАДОННА ОБЕЗЬЯН
Колтушские обезьяны — это довольно многочисленная когорта. Они здесь рождались и проживали свою жизнь, сотрудничая с учеными. Кстати, роженицы института Отта делились своим молоком с новорожденными обезьянами, а акушеры принимали роды у обезьян.
В архиве института хранятся тысячи фотографий, показывающих эту симфонию обезьяны и человека. В процессе систематизации кино-фото-архива института нами были обнаружены как и оригинальные фотографии нянечек, выхаживающих младенцев обезьян, так и рисунки неизвестного автора, изобразившего нянечек обезьян в виде мадонн обезьян. Это страница жизни института, которая требует дальнейших исследований
Фильм
Фильм был задуман и снят в 1923 году в Институте физиологии им. И. П. Павлова по мотивам истории крестьянина Ивана Кузьмича Качалкина, уснувшего летаргическим сном в 1896 году и проснувшемся в 1918 году. Он был пациентом Ивана Петровича Павлова, и хотя Качалкин спал не в Колтушах, его история легла в сюжет фильма. Главный герой фильма Андрей Глебов проспал 20 лет и стал достопримечательностью Павловских Колтушей. Он спал в лаборатории нейрофизиологии сна под присмотром ученых Института, также, как Качалкин спал в Москве под присмотром выдающихся ученых того времени. В фильме наш Спящий просыпается и начинает свое движение по Колтушской возвышенности. Его движение позволяет рассказать о феномене Колтушей, о мифах и легендах, связанных с этим местом, об ученых, изучающих эти феномены.
Фильм снимался на холмах, в парке Института, на улицах Колтушей в конце лета 2023 года, и, возможно, жители видели этих странных мужчин и женщин в белых халатах, высокого худого мужчину в пижаме и резиновых сапогах, маленькую уборщицу в шапке, синем халате и с огромным ведром, — героев этого фильма.

Жанр фильма сложно определить, он немного документальный, немного мокьюментари, немного арт-хаус. Фильм пытается передать ощущение от Колтушей сегодня, но при этом пытается рассказывать истории про время, холмы, людей, ученых, обезьян, память и сознание.

Опубликованы 2 версии фильма: краткая версия ХОЛМЫ и полная версия ЧЕРНОВИК ОДНОГО ИСХОДА
Продолжительность — 40 минут
Холмы
Колтуши — всего полчаса на север от Санкт-Петербурга. Вокруг него — множество тайн, загадок и мифов. Колтуши сто лет назад Иван Палов выбрал в качестве места для своего Научного городка. Здесь по-прежнему ведутся исследования физиологии человека, здесь же обосновался институт земного магнетизма. Здесь родилась советская космическая медицина. Здесь открыты геологические аномалии, обитают редкие виды животных, здесь пропадают люди. Сюда приезжали Герберт Уэллс и Нильс Бор. Здесь жили и живут человекообразные обезьяны. Здесь во время войны пересекались Дорога жизни и «дорога смерти». Здесь люди впадают в летаргический сон и совершают научные открытия. Бермудский треугольник Северо-Запада России? Полигон для стартапов, способных перевернуть наши представления о живых и мертвых? Об этом — фильм, снятый в жанре мокьюментари. Первый фильм о Колтушах.
продолжительность — 1 час 25 минут
Черновик одного исхода
Полная версия фильма в большей степени ориентирована на людей и время нежели на природные и культурные феномены Колтушской возвышенности. Это драматическая и довольно печальная история.
Инновации памяти
Колтушская Возвышенность — место с глубокой памятью, которую хочется хранить в мельчайших подробностях. Архивы, документы, памятники на многочисленных кладбищах этих мест не в силах проявить эту память, сделать ее видимой и осязаемой. Возможно поэтому именно здесь родился этот странный проект «Инновации памяти как способ реновации парков и лесопарковых зон». Проект, конечно, спорный и утопичный, недаром он вызвал бурную дискуссию в социальных сетях. Но что-то в нем есть.

Идея проекта заключается в том, что усопший помещается в капсулу из прозрачного и прочного материала, повторяющую полностью в мельчайших деталях форму его тела и черты лица. Капсула соединяется со специальным микробным топливным элементом, который населен бактериями, перерабатывающими органику в электричество. После разложения органики капсула вымывается чистой водой и размещается в качестве парковой скульптуры в пространствах памяти — парках, лесопарковых зонах, и так далее.

Такой способ «захоронения» только на первый взгляд кажется вызывающим. В мировой культуре известны похожие способы погребения: мумификация тел с дальнейшим помещением в саркофаги у египтян, сохранение останков в кувшинах с лицами и ростовых куклах в Хакассии и т. п.
Инновации памяти как способ реновации парковых и лесопарковых зон. Павлово и Колтушские высоты. Часть 1
Рабочий zoom по презентации проекта экспертам
Инновации памяти как способ реновации парковых и лесопарковых зон. Павлово и Колтушские высоты. Часть 2
Продолжение рабочего zoom по презентации проекта экспертам
Проект реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина