ПАВЛОВ И УЭЛЛС
Считается, что интерес к России возник у великого британского писателя-фантаста Герберта Уэллса в 1905 году в связи с событиями первой русской революции и знакомством с Максимом Горьким, которое состоялось в Америке. Горький безусловно высоко ценил И. П. Павлова, к тому времени уже ставшего Нобелевским лауреатом. Поэтому заочное знакомство между Уэллсом и Павловым состоялось еще до выступления Павлова в Лондоне в сентябре 1906 года перед студентами и преподавателями в Charing Cross Médical School с лекцией о плодотворности открытого им объективного физиологического метода изучения так называемой душевной деятельности животных (собак) и о трудности этих исследований. Эта лекция не могла пройти мимо жившего в те годы в Лондоне писателя, имевшего научные степени в области биологии.
Первый визит писателя в Россию случился в 1914 году, а затем уже после революции он дважды был в России, встречался с Павловым и в 1935 г. посещал Колтуши, гулял по холмам. Нетрудно заметить, как на протяжении почти трети века творческие интересы Уэллса пересекались с научными интересами Павлова. И тот и другой были мировыми знаменитостями. Их продолжительный контакт довольно сложно отследить по советским источникам, зато по подшивке, например, New York Times за 20−30-е годы ХХ века можно судить о том, как развивался диалог между советским Ученым и английским писателем.
В 1899 — Герберт Уэллс написал роман «Когда спящий проснется» (через три года после засыпания летаргическим сном алтайского крестьянина Ивана Качалкина, чей случай был хорошо известен научному миру).
По сюжету главный герой Грэхем впал в летаргический сон на 200 лет и проснулся только в 21 столетий и понял, что стал самым богатым человеком и правителем всей планеты. Эта история парадоксальным образом рифмуется со случаем упомянутого Ивана Качалкина, проспавшего не 200, а 20 лет, но уснувшего в год коронации Николая Второго, а проснувшегося в 1918 году в стране рабочих и крестьян. Фигура Спящего вообще интересовала и Уэллса и Павлова. С начала в нулевых годах ХХ века Павлов начал заниматься вопросами торможения в коре головного мозга и поэтому его интересовали сон и различного рода летаргические состояния.
Почему-то исследования сна, гипноза и высшей психической деятельности у Павлова не так известны, как опыты с собаками. Также как и исследования души как физиологического вопроса, появляющиеся в записях Павлова и интересовавшие Уэллса (судя по его рассказу «Украденное тело»), тоже не очень популярны. Тем не менее, опыты по биологической радиосвязи, техническому гипнозу, вырабатыванию условного рефлекса на неслышимый звук, опыты со временными промежутками как условным раздражителем на протяжении ХХ века неоднократно проводились в институтах, в которых работал И. П. Павлов. Уже в 1906 году на упомянутой выше лекции в Лондоне Павлов говорил: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать — связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бесследно и составляют ту душу. бессмертную душу, которую исповедует христианская вера»
У Уэллса также есть роман «Совреме́нная Уто́пия» (о всемирном государстве)
Сюжетная канва его довольно проста: двое англичан — современников Уэллса, путешествуют по Утопии, встречаясь со множеством обитателей этого мира.
В результате политических потрясений власть в Утопии перешла в руки интеллектуалов, принявших имя «самураев», людей, подчинивших свои личные желания стремлениям общественного блага. Население Утопии подразделяется на четыре группы (называемые «классами»). Деление на классы не является наследственным и жёстким, к каждому человеку применяется индивидуальный подход.
Только люди с интеллектуальными, художественными и организаторскими способностями могут стать самураями, подвергшись жёсткому физическому и интеллектуальному отбору. Самураи придерживаются Кодекса самураев, им запрещено пить и курить, они должны быть строгими вегетарианцами, не участвовать в азартных играх, не участвовать в спортивных состязаниях, не иметь слуг и не прислуживать, не выступать на сцене, не торговать, не обогащаться. Самурай должен мыться только холодной водой, заниматься гимнастикой и альпинизмом, бриться каждое утро и не реже раза в месяц прочитывать книжную новинку.
В начале 1920-х годов Павлов начинает строить Биостанцию в Колтушах, где создает первый в СССР Академ-городок как модель будущего устройства общества по типу Уэллсовской Утопии — научные работники института, живущие в Колтушах, по сути — самураи утопии, технический персонал и сотрудники, ухаживающие за животными —(жители финских деревень) — классы вовлеченных исполнителей. Сам Павлов идеально соответствует описанному в романе образу самурая-правителя.