1
1925
И. П. Павловым организована кинолаборатория. Ее задачей было — фиксировать ход и результаты экспериментов, оказывать ученым помощь в исследованиях.
2
1926
В 1926 году на базе Биостанци в Колтушах режиссером Всеволодм Пудовкиным снят фильм «Механика головного мозга», ставший хитом мирового кинопроката, и остающийся классикой научно-популярного кино.
3
Кинолаборатория продолжала работать в институте в последующие десятилетия. Росла техническая мощь кинематографа. Киноинженеры принимали непосредственное участие в дизайне экспериментов — камера научилась проникать в живую ткани на микро-уровне и замедлять время. Ведущие ученые института часто полагались на помощь кинематографистов и принимали участие в создании научно-популярных фильмов.
4
конец 90-х
С приходом доступных цифровых технологий, надобность в привлечении дорогого кинооборудования и высококвалифицированных кинематографистов пропала. Лаборатория продолжала заниматься фиксацией повседневной жизни института, ее сотрудников реже привлекали к проведению экспериментов. В это время основной задачей стало сохранение материалов, накопленных за десятилетия работы несколькими предыдущими поколениями киноспециалистов.
5
2022
Запущен проект, направленный на изучение, систематизацию, консервацию, оцифровку, популяризацию архива, атрибуцию его предметов и документов.

Важно так же сохранить опыт людей, которые сегодня работают в Кинолаборатории и сохранили не только навыки работы со старыми материалами и технологиями, но и являются преемниками тех, кто основал Кинолабораторию ИФ РАН.
ФОТОАРХИВ
В архиве Кинолаборатории — более 3000 документов. Это негативы 35 и 120 мм., негативы и стекле, фотоотпечатки. После оцифровки они будут выложены в общий доступ. На основе материалов фотоархива будет проведена серия фотовыставок.
фильмы из архива Кинолаборатории
КИНОАРХИВ
Киноархив лаборатории теперь оцифрован и опубликован в сети. Это фильмы о повседневной жизни института, имеющие скорее историческую ценность. Это научно-популярные фильмы, записи экспериментов, представляющие интерес для специалистов или студентов-медиков, однако визуально интересные и для широкой аудитории.

Сегодня в архиве — киноматериалы с 1935 года и заканчивая сьемками начала 1990-х годов. Среди них фильмы, снятые лабораторией, кинокопии фильмов об институте. Как позитивы, так и негативы. Всего более 30 километров кинопленки.
КИНООБОРУДОВАНИЕ
Сегодня в распоряжении Кинолаборатории: оборудование для работы с киноплёнкой: кинокамеры, монтажный стол, кинопроектор, кинозал на 30 посадочных мест. В рабочем состоянии также лаборатория для работы с фотоплёнкой — сохранились фотоувеличители, кюветы, АПСО (глянцеватель), установка для контактной печати. В рабочее состоянии спроектированная институтом установка для измерения скорости кровотока.

В рамках проекта мы проводим практикумы для студентов киновузов по работе кинопленкой. Если вы хотите принять участие в практикуме, пишите нам на адрес anne.faraway@gmail.com.

Мы хотим не просто выставить и описать оборудование из прошлого века, а построить работу таким образом, чтобы каждый желающий мог исследовать эти технологии: поработать за монтажным столом, посмотреть архивный фильм из коллекции Кинолаборатории с пленочного проектора, посетить выставку архивных фотографий, напечатанных в фотолаборатории.
фото: Роза и Рафаэль
РОЗА И РАФАЭЛЬ
Название проекту дал фильм 1933 года «Роза и Рафаэль», в котором сняты известнейшие поведенческие эксперименты Павлова и его коллег с двумя молодыми шимпанзе Розой и Рафаэлем, подаренными Павлову французским хирургом Сержем Вороновым.

Кинокопия фильма «Роза и Рафаэль» на пленке хранится в архиве Кинолаборатории.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
  • Николай Александрович Мальцев
    руководитель кинолаборатории с 2017
    Выпускник Ленинградского института киноинженеров с 1976 г. Участвовал в создании «Кинотелевизионного комплекса» для количественного анализа микроциркуляции в различных органах животных, в разработке кинометода для изучения восприятия зрительных образов человеком при различных условиях предъявления, в создании киноустановок и проведение съёмок для изучения поведения и двигательной активности животных (от шимпанзе до рыб). Участвовал в создании кино и телефильмов, связанных с работой института.
    Соавтор более 40 статей в различных отечественных и зарубежных журналах.
  • Вера Ивановна Виноградова
    фотограф
    Закончила Магнитогорский техникум по специальности фотограф широкого профиля. С 1980 года работала в ЛОМО инженером по контролю качества выпускаемых объективов. С 1997 года работает в Институте физиологии РАН инженером-фотографом. За плечами Веры Ивановны — более 30 лет практики различных техник работы с аналоговыми процессами обработки фотоматериалов: проявка фотопленки, широкий спектр методов оптической и контактной печати, ретушь.
  • Людмила Викторовна Андреева
    сотрудник кинолаборатории
    В 1970 году проходила обучение в учебной группе по обработке кинопленки, организованной Ленинградским институтом киноинженеров на базе училища завода «Красный треугольник». По окончании обучения в 1971 году получила распределение на Ленинградскую кинокопировальную фабрику оператором по обработке цветной киноплёнки. Работала на позитивной, негативной и дагерротипной цветоустановке. Занималась цветокоррекцией кинопленки при помощи наложения цветных фильтров при изготовлении позитивных копий с цветной негативной киноплёнки. Работала на кинокопировальной фабрике до 1986 года. С 1987 года — сотрудник Кинолаборатории. Принимала участие в обсчете опытных материалов, зафиксированных на кинопленке, в частности — для экспериментов по изучению скорости кровотока. Была киномехаником, занималась монтажом киноматериалов, участвовала в съёмках фильмов.
  • Анна Аполлонова
    куратор проекта
    С 2010 в составе команды Техно-Арт-Центра координирует научно-популярные и art&science проекты.
    Ведущий координатор совместных проектов Техно-Арт-Центра и Института физиологии РАН: «Новая антропология» (2019), «Школа Павлова» (2020) и «Биостанция. Лаборатория технологического искусства» (2021).
Для СМИ
kudryashovav@infran.ru
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Проект реализуется СПб ОО КНИ Техно-Арт-Центром.
Техно-Арт-Центр — Санкт-Петербургская общественная организация науки и культуры, которая с 1994 года занимается изучением, производством и пропагандой современного технологического и медиа искусства http://scimuseum.ru/tac.