24–27 июня 2021, Колтуши
Программа первых дней открытия постоянной экспозиции «Школа Павлова» в музее И. П. Павлова в Колтушах

Совместный проект петербургского Техно-Арт-Центра и Института физиологии РАН «Школа Павлова» был поддержан Фондом президентских грантов в июле 2020 года. Он предполагал создание новой экспозиции музея Павлова в здании «Старой лаборатории» в Колтушах, посвященной Павлову и его научной школе.

Год назад здание Старой лаборатории, в котором с 1949 года существует экспозиция музея, стало местом междисциплинарного эксперимента. Существующей мемориальной экспозиции очевидно требовалось расширение и обновление. Поэтому мы предложили авторам произвести здесь настоящую научно-художественную интервенцию. И это не просто рефлексия художников, не «завоевание», а деликатная коммуникация с историей пространства. Научная история Института физиологии РАН и всей отрасли, известная ранее лишь специалистам, теперь будет доступно рассказана широкой публике художественным языком.

Открытие экспозиции будет сопровождаться специальной образовательной программой, которая начнётся 24 июня. Обращаем ваше внимание, что музей можно посетить только в составе экскурсии. Советуем заложить на нее не менее двух часов, в которую входит также посещение выставки 1-го этажа «Новая антропология». Записаться на экскурсию можно по телефону (+7 (813) 707-10-99), регистрация на мероприятия программы дней открытия возможна через timepad (ссылки в программе ниже).

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Адрес
Мемориальный музей имени академика И. П. Павлова
ул. Быкова, д. 36 В, Павлово, Ленинградская обл.


Телефон для записи (в рабочее время)
+7 (813) 707-10-99

Стоимость участия
образовательная программа бесплатная по регистрации; посещение экскурсий по билету в Музей
СПИКЕРЫ
  • Екатерина Юдаева
    научный коммуникатор, биолог, художник, сотрудник Института физиологии им. И. П. Павлова и Центра Art&Science Университета ИТМО. Область интересов: art&science, digital humanities, переосмысление архивных материалов через инструменты новых медиа, этика и эстетика научных иллюстраций
  • Дмитрий Жуков
    доктор биологических наук, старший научный сотрудник лаб. сравнительной генетики поведения, профессор Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. Автор нескольких книг, в том числе «Стой, кто ведёт? Биология поведения человека и других зверей» (лауреат премии «Просветитель» фонда Династия 2013 г.), а также «Биология поведения богов и героев Древней Греции» (2015), «Зачем изучать поведение животных?» (2018), «Стресс, который всегда с тобой» (2018)
  • Анна Левина
    младший научный сотрудник лаборатории генетики высшей нервной деятельности Института физиологии им. И. П. Павлова РАН
    Приглашённая артистка Большого театра кукол
  • Евгений Стрелков
    художник, дизайнер, режиссер анимационного кино, музейный проектировщик, арт-куратор, поэт. Ведущий специалист Нижегородского Университета Лобачевского. Куратор Нижегородского Арсенала (ВВФ ГЦСИ в составе РОСИЗО). Выпускник радиофизического факультета ННГУ (1985). Занимается графикой, книгой художника, медиа-артом, историей науки, технологическим искусством, поэзией
  • Куда бегут собаки
    группа образована в 2000 г. в Екатеринбурге. Участники: Наталия Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева, Владислав Булатов. Их художественная практика сосредоточена, в основном, в области технологического искусства и использует широкий спектр мультимедиа: видео, робототехника, гибридные инсталляции, перфоманс и DIY
  • Павел Арсеньев
    Участник ряда коллективных и персональных выставок (III-IV Московской Биеннале, Cosmoscow, Manifesta10, Институт Pro Arte, Büro für kulturelle Übersetzungen, Victoria and Albert Museum, Matadero, Rote Fabrik, Moterenhalle, Kunstraum Dreiviertel). Теоретические тексты публиковались в «Новом Литературном Обозрении», «Логосе», Художественном журнале. Главный редактор литературно-теоретического журнала [Транслит] и автор четырех книг стихов («То, что не укладывается в голове» (2005), «Бесцветные зеленые идеи яростно спят» (2011), «Spasm of Accomodation» (2017), «Reported speech» (2012).
  • Варвара Семенова
    биолог, дизайнер, младший научный сотрудник лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова РАН
  • Анна Балякова
    кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН, логопед, специалист по альтернативной коммуникации
  • Александр Беляков
    кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории регуляции функций нейронов мозга Института физиологии им. И. П. Павлова РАН
24 июня
четверг
с 11:00
с 11:00
Экскурсии по экспозиции (по записи):
1 сеанс: 11:00–13:00
2 сеанс: 14:00–16:00
Адрес
Мемориальный музей имени академика И. П. Павлова
ул. Быкова, д. 36 В, Павлово, Ленинградская обл.

Телефон для записи (в рабочее время):
+7 (813) 707-10-99
14:00−17:00
14:00−17:00
Встречи с художниками проекта «Школа Павлова»
14:00
Евгений Стрелков (Нижний Новгород) лекция «Волны жизни генетика Четверикова и его ученика радиобиолога Тимофеева-Ресовского»

15:30
велкам-ток для сотрудников Института физиологии РАН от творческого коллектива из Екатеринбурга «Куда Бегут Собаки» и посещение новой резиденции «Биостанция»

Адрес
Актовый зал главного здания Института физиологии РАН в Колтушахул. Быкова, д. 36 В, Павлово, Ленинградская обл.
25 июня
пятница
с 11:00
с 11:00
Экскурсии по экспозиции (по записи):
1 сеанс: 11:00–13:00
2 сеанс: 14:00–16:00
Адрес
Мемориальный музей имени академика И.П. Павлова
ул. Быкова, д. 36 В, Павлово, Ленинградская обл.
Телефон музея для записи (в рабочее время): +7 (813) 707-10-99
26 июня
суббота
12:00
12:00
Занятия для детей
6+
Интерактивный мастер-класс для детей
«Как наши органы чувств и мозг нас обманывают»


Продолжительность: 50 минут

запись на мастер-класс

Исследуем оптические и акустические иллюзии, говорим об их видах и причинах возникновения, а также о когнитивных искажениях и ошибках восприятия, о том в чем их польза и как их могут использовать против нас. Сделаем научную игрушку на память.

Занятие ведет Беляков Александр Витальевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории регуляции функций нейронов мозга Института физиологии РАН.

Интерактивный мастер-класс для детей «Как мы общаемся?»

Продолжительность: 50 минут

запись на мастер-класс

Коммуникация — это развитие человека и общества. Что делать, если не можешь говорить?! Потерять голос; поехать в страну, не зная язык; никогда иметь возможности говорить… Мы научимся передавать мысли при помощи жестов и карточек.

Занятие ведет Балякова Анна Александровна, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии речи Института физиологии РАН, логопед, специалист по альтернативной коммуникации.
14:00−17:00
14:00−17:00
Физиолекторий. День 1. Короткие лекции на тему гражданской науки
Адрес
Главный корпус Института физиологии в Колтушах (ул. Быкова, д. 36, с. Павлово)

Варвара Семенова
лекция «А ты записался добровольцем?

Лекция о физиологических экспериментах на человеке»

Дмитрий Жуков
«Женщины и мужчины в стрессе»

Лекция-эксперимент, где слушатели смогут приобщиться к процессу научного познания. Что такое стресс, чем он различается у женщин и у мужчин, и что с ним делать?

Екатерина Юдаева
воркшоп «Колтуши. Сквозь время»

Во время воркшопа участники узнают о том, что такое гражданская наука в сфере истории и примут участие в разработке проекта по публичной истории. Публичная история — практика создания, поддержки и воспроизведения коллективной памяти, чаще всего с помощью инструментов цифровизации. В ходе воркшопа мы совместно с участниками создадим свой проект публичной истории. Сначала мы познакомимся с архивными материалами Колтушей — фотографиями начала и середины прошлого века, на которых изображены местные постройки и парк. Затем, следуя наставлению И. П. Павлова «наблюдательность и наблюдательность», мы найдем эти места в нашей современности и также зафиксируем их на фото. По окончании сбора материалов мы рассмотрим все сделанные фото, сравним их с фотографиями прошлого и обсудим, как изменились ландшафты, здания и природа. В дальнейшем все собранные материалы будут использованы для создания научно-популярного проекта о Колтушах, а именно — интерактивной карты. К участию в воркшопе приглашаются все желающие, вне зависимости от профессии и возраста. Главное — иметь при себе гаджет с фотокамерой (смартфон, планшет, фотоаппарат).
27 июня
воскресенье
12:00
12:00
Занятия для детей
6+
Интерактивный мастер-класс для детей «Как наши органы чувств и мозг нас обманывают»

Продолжительность: 50 минут

запись на мастер-класс

Исследуем оптические и акустические иллюзии, говорим об их видах и причинах возникновения, а также о когнитивных искажениях и ошибках восприятия, о том в чем их польза и как их могут использовать против нас. Сделаем научную игрушку на память.

Занятие ведет Беляков Александр Витальевич, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории регуляции функций нейронов мозга Института физиологии РАН.

Интерактивный мастер-класс для детей «Как мы общаемся?»

Продолжительность: 50 минут

запись на мастер-класс

Коммуникация — это развитие человека и общества. Что делать, если не можешь говорить?! Потерять голос; поехать в страну, не зная язык; никогда иметь возможности говорить… Мы научимся передавать мысли при помощи жестов и карточек.

Занятие ведет Балякова Анна Александровна, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории психофизиологии речи Института физиологии РАН, логопед, специалист по альтернативной коммуникации.
14:00−17:00
14:00−17:00
Физиолекторий. День 2. Короткие лекции по истории науки
Адрес
Главный корпус Института физиологии в Колтушах (ул. Быкова, д. 36, с. Павлово).

Анна Левина
«Павлов и исследования темперамента: тогда и сейчас»

Что лежит в основе нашего характера и почему одних из нас жизненные трудности закаляют, а других, напротив, «выбивают из колеи»? Изучая условные рефлексы на собаках, Павлов неожиданно нашёл ключ к ответу на этот вопрос. А мы поговорим о том, что же он обнаружил и к чему это привело на сегодняшний день.


Павел Арсеньев
«Рефлексология русского стиха: смежная история литературы, лингвистики и психофизиологии»

В 1912 году поэт-заумник Алексей Крученых только начинает сотрудничать с издательством «Гилея», Фердинанд де Соссюр заканчивает свой последний курс общей лингвистики в Женевском университете, а на широкий рынок выходит дисковый фонограф Эдисона. Эти факты кажутся никак не связанными, пока не мы не станем рассматривать историю экспериментальной литературы и экспериментальной науки как смежную историю (joint history). Если о заумной поэзии в начале века еще никто не слышал, курс «Общей лингвистики» слышали только посетители курса Соссюра, то техническое изобретение Эдисона, кроме всего прочего, позволяло услышать даже голоса уже умерших людей — как, например, жену самого изобретателя. В своей лекции Павел объяснит, как все это связано и причем здесь физиология, а также какие литературные и научные события, идеи и оборудование уже за полвека до этого связали обезглавленных лягушек и носителей провинциальных диалектов, отцов и детей, экспериментальную фонетику и экспериментальный роман.


Анна Левина
«Что общего у актёра и собаки Павлова»

Великий учёный, Нобелевский лауреат и всемирно признанный «физиолог номер один» Иван Павлов и режиссёр, реформатор театрального искусства и создатель знаменитой Системы Константин Станиславский были современниками (и даже имели шансы сотрудничать при определенных обстоятельствах). А в их изысканиях, несмотря на кажущуюся пропасть между наукой и театром, было очень много общего. Мы же попробуем на практике построить мост над этой «пропастью», став на время лекции немного учёными и немного актёрами.
ОРГАНИЗАТОРЫ
Институт Физиологии им. И. П. Павлова и Техно-Арт-Центр.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Если хотите узнать о программе открытия с 30 июня по 2 июля, то можете оставить нам ваш контакт
Все фотографии используются для демонстрации контента. Пожалуйста, не используйте тексты и изображения шаблона в коммерческих целях.