Мы видим, как ты слышишь

Художник: Анна Мартыненко
Учёные: Варвара Семёнова, Лидия Шестопалова, Екатерина Петропавловская
О проекте
Лаборатория физиологии слуха
Объект посвящён научной графике о звуке и экспериментам, проводимым в лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова. В центре внимания – коробочка со слайдами, найденная в лаборатории. На крышке читается имя Якова Абрамовича Альтмана – профессора, который в течение многих лет руководил лабораторией и положил начало исследованиям, развитие которых продолжается сегодня. Слайды относятся к докомпьютерной эпохе представления научных данных, 1970-90 годам. Графическое разнообразие слайдов представляет художественный интерес, а сами они могут многое рассказать об опытах, проводившихся в институте. Вы можете выбрать любой слайд и, нажав на кнопку, ознакомиться с закодированной в нём информацией. Помимо описания исследования можно услышать звуки, которые подавались испытуемому в процессе эксперимента.
Анна Мартыненко
Медиа-художник, сценограф. После окончания Театральной академии в 2012 году принимает участие в различных театральных проектах как художник-постановщик. С 2014 года работает как медиа-художник, создает объекты, инсталляции, перформансы, принимает участие в выставках и фестивалях. Обучалась в Лаборатории Новых медиа и Школе Молодого художника Про Арте.

Варвара Семенова

Биолог, графический дизайнер. Окончила Биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и впоследствии дизайн-отделение Высшей инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. С 2013 года работает в лаборатории физиологии слуха института физиологии им. И.П. Павлова Российской Академии наук, исследуя особенности пространственного слухового восприятия человека. Основные научные интересы лежат в области нейрофизиологических механизмов звуковосприятия и звуковоспроизведения, граничных условий распознавания движения звука.

Результаты исследований представлены на российских и международных конференциях и в рецензируемых научных изданиях. При создании творческих продуктов использует элементы научной графики и изображений природных объектов, работая на стыке дизайна и биологических дисциплин.
Лаборатория физиологии слуха была основана в 1936 году под руководством профессора Григория Викторовича Гершуни. В 1970-х годах главой лаборатории становится профессор Яков Абрамович Альтман, под его руководством начинаются активные исследования акустической пространственной ориентации. С 2011 года лабораторию возглавляет к.б.н. Николай Иванович Никитин.

Сотрудники лаборатории занимаются изучением восприятия акустического пространства человеком. В реальной обстановке слуховая система находится под воздействием изменчивой звуковой среды. Мозг непрерывно анализирует информацию о различных признаках поступающих звуков, в том числе об их положении в пространстве. Восприятие положения звука по горизонтали и вертикали, удаления и приближения источника звука, распознавание движущихся источников в потоке других звуков – предмет научного интереса сотрудников лаборатории.

Ученым удалось охарактеризовать преобразования входящей слуховой информации по ходу слухового пути в мозге, а также описать нейроны, отвечающие специализированной реакцией на направление движения звука. В лаборатории впервые были получены обширные данные о распознавании движения в горизонтальной и вертикальной плоскости.

В настоящее время исследователи изучают механизмы локализации неподвижных и движущихся источников звука при помощи звукоизолированных акустических камер, где можно моделировать положение и различные варианты движения звука в пространстве и изучать осознанное восприятие и электрические реакции мозга. Совместное использование электрофизиологического и психофизического методов позволяет выявить не только принципы различения звуковых
сигналов в потоке входящей информации, но и подойти к пониманию нейрофизиологических механизмов слуха.

Результаты исследований лаборатории могут применяться в диагностике нарушений пространственного слуха, при разработке устройств виртуальной реальности и организации работы операторов по акустическому каналу связи.