Музыка: Дмитрий Шубин
Либретто: Павел Игнатьев
Солисты: Антон Морозов, Светлана Арзуманова, Вадим Тараканов.
Автор идеи: Павел Игнатьев
Художник: Павел Игнатьев
Павловская сессия
Считается, что Пифагор обучал своих учеников из-за ширмы, чтобы не отвлекать их от содержания своих «акусмат» (греч. — «изречений»). В 1950-х гг. французский композитор Пьер Шеффер ввел термин «акусматическая музыка», в широком смысле — музыка, источник которой скрыт от слушателя. Обычно такая музыка существует только в виде записи и воспроизводится при помощи громкоговорителей, без непосредственного участия исполнителей. По сути, «Павловская сессия» — это акусматическая опера-инсталляция: она рассчитана не на «живое» исполнение, а на прослушивание в специально созданном пространстве.
Современная опера — это сложное звуковое письмо, где законы традиционного жанра каждый раз переопределяются композиторскими решениями. Одним из таких решений в «Павловской сессии» стало использование технологий многоканального звука. Громкоговорители, размещенные в разных точках пространства оперы-инсталляции, призваны создавать у слушателя «эффект присутствия», полного погружения в музыкальную ткань. Линейное время развития событий заменяется многослойным временем-пространством, в котором разные сцены происходят одновременно в разных точках. Эффект «коллажности» музыкальной ткани усиливается использованием фрагментов радиопередач того времени. Звуки электроники, музыкальных инструментов, голосов героев «перемещаются» по заданным композитором траекториям, повторяются, дробятся на фонемы и слоги, воспроизводя своего рода «шум» идеологизированного языка советской эпохи, то акцентируя, то нивелируя до застенчивого бормотания «акусматы» героев оперы.