«Ткань жизни» — художественно-научное исследование и технологический объект, материализующий и визуализирующий эволюционные и межвидовые связи в реальном времени.
Объект состоит из вязальной машины, системы электронной автоматизации процесса вязки, компьютера, видеокамеры и разработанного для генерации образов и контроля над процессом вязания программного обеспечения.
В основе исследования лежат следующие задачи:
1. Изучить сходные последовательности Х хромосомы разных биологических видов, давно разошедшихся в эволюции.
2. Обнаружить единую основу живых и технологических систем на уровне кода.
3. Материализовать и сделать видимыми эти связи в человеческом масштабе, включив их в эволюцию образов в культуре.
Для реализации первой задачи мы обратились к изучению гомологий в генах разных биологических видов, прочно связанных экспериментальными исследованиями современной генетики. Мы попытались обнаружить следы общей предковой формы человека и дрозофилы, существовавшей около 500 млн. лет назад, и посмотреть, какие сходные последовательности имеют Х хромосомы двух видов. Для этого c использованием программы Homology Segment Analysis (Журавлев А.В., Захаров Г. А.) мы дефрагментировали ген-кодирующие последовательности хромосомы человека, получив серию коротких фрагментов, затем попытались локализовать эти фрагменты в пределах участков хромосомы дрозофилы длиной 10 тыс. пар нуклеотидов. При этом важно использовать фрагменты определенной длины. Слишком короткие фрагменты могут обнаруживаться случайным образом в хромосоме в любой позиции, и картина таких совпадений не будет отражать реального эволюционного родства между генами. Слишком длинные последовательности, напротив, не будут обнаружены в составе генов дрозофилы, потому что в эволюционном процессе осуществляется замена нуклеотидов и крайне редко последовательность ДНК на протяженном участке остается совершенно неизменной. В качестве независимого критерия эволюционного родства участков хромосом человека и дрозофилы использовали данные, полученные с помощью биоинформационного ресурса BLAST. Таким образом было показано, что наиболее специфичная картина эволюционного родства Х хромосом человека и дрозофилы получается при перекрытии их непрерывными фрагментами длиной 16 нуклеотидов. Фрагменты такой длины условно можно назвать «атомами эволюции», поскольку при всех мутациях и перестройках генома они демонстрируют относительную стабильность, воспроизводясь в Х хромосомах человека и дрозофилы на далеком эволюционном расстоянии.
Наиболее простым способом визуализации генетических совпадений в биоинформатике является точечная матрица сходства (dotplot), которая позволяет выявить или отобразить гомологии в последовательностях разных генов. Если один фрагмент гена разместить по оси x, а другой — по оси y, то на пересечении, где ху совпадают — будет 1, где не совпадают — 0. Создав точечную матрицу совпадений для последовательностей из 16 нуклеотидов в Х хромосоме человека и дрозофилы, мы получили отражение эволюционных связей двух видов в бинарной системе.
Через бинарный код, способный симулировать и отражать возможные и невозможные проявления реальности, мы реализовали вторую задачу. Двоичный код является связующей основой между естественными и искусственными (живыми и неживыми) ее компонентами. В инсталляции «Ткань жизни» соединены технологии, основанные на двоичном коде — электронные устройства, программирование и вязание. Камера «захватывает» лицо зрителя (для распознавания образов задействована нейросеть), алгоритм программы накладывает «захваченный» образ на изображение дрозофилы, а точечная матрица гомологий лежит в основе алгоритма процесса трансформации одного изображения в другое. Полученный результат обрабатывается в программе для вязания, превращая образ в двухцветный жаккардовый рисунок с «генетическим» узором. Вариативность узора обеспечивается за счет различий в лицах людей и дрозофил, а также в результате ошибок нейросети, обнаруживающей лица во фрагментах интерьера.
Совмещая технологии, основанные на двоичной системе, через симуляцию метаморфозы двух биологических видов, мы создаем материальный объект, наполняющий акт трансформации социокультурными смыслами. Решить третью задачу — включить эволюционные и межвидовые связи в эволюцию образов культуры — мы попробовали через повседневную практику, в которой ценятся не новации, а историческая точность и аутентичность. Изначально принадлежащее женскому миру, ремесло вязания, подобно генетическому коду, долгое время передавалась от поколения к поколению. Уместно также заметить, что набор хромосом ХХ как у человека, так и у дрозофилы присущ женскому полу. Узоры и мотивы вязаных изделий, как правило, являлись продуктом культуры, в которой они возникли и отражали верования, мифологию или характерные образы местной флоры и фауны. Традиции и образы вязания участвуют в конструировании коллективной идентичности (семейной, классовой, национальной, расовой и т. д.), а сам процесс вязания, полностью поддающийся управлению, наравне с медитацией можно рассматривать как средство достижения самоконтроля.