Интервью
с куратором проекта Новая антропология
Ириной Актугановой
28 сентября 2019 года в здании Старой лаборатории начинает свою работу экспозиция проекта Новая антропология.
Новая экспозиция появилась благодаря экспериментальному сотрудничеству ученых ИФ РАН и российских художников, работающих в области art&science, медиа-арта, саунд арта.
Куратор экспозиции Ирина Актуганова отвечает на наши вопросы.
У нового музея есть миссия, выраженная в слогане: ЗДЕСЬ ИСКУССТВО ПОМОГАЕТ НАУКЕ ПОНЯТЬ СЕБЯ. Что это значит?

Фундаментальная биология и биотехнологии сегодня пытаются решать задачи радикального преобразования человеческой природы. Для решения этих задач ученые искусственно профилируют стволовые клетки, задают определенные генетические признаки, выращивают искусственные органы, экспериментируют с нейронными сетями, скрещивают нервные ткани человека и мыши, киборгизируют живые организмы, занимаются крионикой.

Такие практики не должны существовать в отрыве от традиционно человековедческих дисциплин — искусства, литературы, философии, социологии и антропологии. Необходим тесный диалог между естественнонаучными и гуманитарными сферами.

Особую роль в этом диалоге отводится современным художникам. Искусство за последние 30 лет наработало немало инструментария для междисциплинарной работы: гибридные формы сайнс-арта и медиа-арта, рефлексии в пограничных зонах между наукой и искусством. Мало того, соединение науки и искусства необходимо для того, чтобы и искусство и наука развивались.

Кажется, что создание музейных экспозиций совместно художниками и учеными - не очень распространенная практика? Как это происходило?

Осенью 2018 года мы объявили сбор заявок от художников на участие в проекте "Новая Антропология". Через 20 дней было получено около 100 заявок от российских и зарубежных художников, философов, хореографов, музыкантов. Участники проекта посетили Институт физиологии и получили полное представление о том, какие исследования там ведутся, смогли познакомиться с учеными лично и обсудить возможные точки соприкосновения.

Через месяц мы получили от них 38 концепций возможных проектов. Эксперты отобрали к реализации 15 лучших. Из них: 6 сделаны вместе с учёными, 4 проекта созданы с постоянными консультациями в институте и ещё 5 являются сайт-специфик инсталляциями, рефлексирующими по поводу научных практик. Участие в проекте приняли художники из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга: Анастасия Алехина, Дмитрий Морозов, Юрий Дидевич, Куда Бегут Собаки, Владлена Громова и Артем Парамонов, Марина Алексеева, Борис Шершенков, Людмила Белова, Олеся Гонсеровская, Анна Мартыненко, Евгений Стрелков, Дмитрий Хазан, Дмитрий Шубин.

А почему именно Техно-Арт-Центр, организация культуры, базирующаяся в знаменитом Арт-Центре Пушкинская 10, реализует этот проект?

Проект инициирован Санкт-Петербургским Техно-Арт-Центром и проходит при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. У Техно-Арт-Центра есть опыт создания научно-художественных экспозиций и фестивалей науки, в частности, экспозиций «Россия делает сама» Политехнического музея (Москва), «Полигоны» образовательного центра Сириус (Сочи), выставок и фестиваля Science Art Fest (2009) и «Жизнь. Версия науки» на Винзаводе (Москва).У Техно-Арт-Центра есть собственный музей - "Музей звука" на Пушкинской 10. Мы давно еще с 90-х годов работаем в области технологического искусства и музей науки в Колтушах - совершенно логичное продолжение нашей деятельности.

Современное искусство сейчас, конечно, в моде, но все-таки оно довольно сложно в восприятии. Сможет ли созданный художником объект, инсталляция, видеоработа сделать более доступной науку, если само произведение нуждается в объяснении?

Художественный объект все-таки не должен прямо иллюстрировать научные идеи, искусство создает (придумывает) ситуации, в которых наукоемкая технология или научная идея может восприниматься по-другому, ситуации, в которых зритель имеет возможность задуматься о применимости этих идей и технологий, об их последствиях или об их значении. В экспозиции есть не только художественные работы, но и видеоролики, фотографии, тексты и экспонаты, рассказывающие прямо о работе ученых. Каждая художественная работа размещена рядом с информационными блоками соответствующей тематики и таким образом для нее создается контекст.

И последний вопрос - как будет работать музей?

Во-первых, музей работал и раньше - на втором этаже размещается мемориальный музей Павлова и его школы. Он нуждается в некотором обновлении экспозиции и это обязательно будет сделано. Новая экспозиция первого этажа и мемориальная часть второго этажа прекрасно дополняют и поясняют друг друга. Сотрудники музея водили и будут продолжать водить экскурсии. Кроме того, по выходным Музей прямо с 28 сентября начнет проводить различные научно-популярные и культурные программы для разных аудиторий, в том числе и семей с детьми. Ну и музей будет меняться, будут добавляться какие-то новые разделы, экспонаты, программы.